На форумах несколько раз встречал про "10% улучшение" в сравнении подвестности, но адекватного объяснения этому не нашел. Пришлось вспомнить школьную тригонометрию и посчитать.
Есть два критерия, которые позволяют численно рассчитать разницу. Угол атаки препятствия и максимальная высота препятствия. Оба эти критерия напрямую зависят от радиуса колеса. Рассмотрим их по очереди.
Для начала определимся, что такое Угол Атаки (точнее будет "угол взаимодействия" - трудности перевода). Это угол касательной точки соприкосновения колеса с препятствием по траектории движения. Чем больше угол атаки - тем колесо легче преодолевает препятствие. Для решения задачи рассмотрим случай наезда на цилиндрическое препятствие (в реальной жизни это может быть корень или валун). Наглядная картинка и вывод формулы расчета ниже на картинке:
Из формулы (6) видно, что угол атаки пропорционален арктангенсу корня от соотношения радиуса колеса к радиусу препятствия. Чем больше соотношение размера колеса к препятствию - тем больше угол атаки. При сравнении двух колес и двух препятствий справедливо соотношение (7). Сравнивая угол атаки при преодолении препятствия одного и того же размера колесами разного диаметра получаем разницу в величине этого угла порядка 2%. Однако, сравнивать исключительно величину угла атаки не совсем корректно.
На практике корректнее сравнивать размеры преодолеваемых препятствий при одинаковом угле атаки - т.е. одинаковую субъективную "плавность" переезда препятствий разного размера. Из формулы (7) следует, что одинаковый угол атаки для колес разного радиуса будет при соотношении размера препятствий, прямо пропорциональном соотношению радиусов колеса. Считаем: 29/26 = 1,12. Т.е. колесо размером 29" одинаково плавно переедет препятствие размерами на 12% больше, в сравнении с колесом 26". Расчет и сравнение в цифрах в таблице ниже:
Второй показатель сравнения это - максимальная высота препятствия, которое колесо физически может переехать без приложения дополнительных усилий. Согласно википедии, эта высота - 2/3 от радиуса. Т.е. треть от диаметра. При сравнении колес разного размера эта высота так же пропорциональна радиусу колеса. Т.о. максимальная высота препятствия для "переезда" для колеса 29" так же на 12% больше, чем для 26". В цифрах абсолютных эта разница - 26мм.
Конечно, это прежде всего теоретические расчеты с определенными допущениями. Которые никак не могут заменить практики катания, личные предпочтения и удовольствия от катания на своем велосипеде независимо от размера колес.
Ссылки по теме:
- Обсуждение углов атаки на MTBr
- UABike: MTB на 26" и 29" в чем же разница
- 29’er и 69’er – эволюция или просто большой велосипед
- Статья с Википедии "Проходимость автомобиля"
- Расчетное исследование профильной проходимости полноприводного автомобиля