18.07.2012

Навигация на велосипеде

Кратко про велонавигацию


1. Устройство: HTC Desire Z (Android 2.x). Опционально: перо для емкостных сенсорных экранов.
2. Аккумуляторы: Китайская запаска с зарядником плюс Вампирчик-Цифра.
3. Софт: Orux Maps (бесплатная версия), GPS Status (бесплатная версия). Иногда GPSies, Google Maps, Яндекс.Карты.
4. Карты: OpenCycleMap.org, Hike & Bike Map, Google Maps (спутник/гибрид),
5. Софт ББ: MOBAC (создание offline-карт), GPX Editor (редактирование треков), OruxMapsDesktop (конвертация из формата OziExplorer), Google Earth (создание треков, просмотр местности).
6. Крепление на руль: Aquapac 216, брусок поролона, "липучка" (велкро).

С некоторыми вариациями данный комплект успешно эксплуатируется уже три сезона - как на городских покатушках, так и в более экстремальных условиях.

Подробнее


Устройство


Сейчас я использую клавиатурный вариант андрофона: HTC Desire Z. Для целей навигации в гермочехле клавиатура вещь совершенно лишняя, однако, весьма полезная в жизни повседневной. До этого использовал первый андрофон HTC Dream с усиленным аккумулятором - у него время автономки больше, но железо слабовато и свежие прошивки на него накатывать проблематично.

Штатная прошивка заменена на CyanogenMod 7.2. Для использования это совсем не обязательно, но альтернативная дает дополнительные возможности, используемые для навигации:
  • Ограничение частоты процессора (для увеличения времени автономной работы)
  • Гибкое управление разблокировкой (отключение всех экранов блокировки одной опцией, запуск приложения прямо с экрана блокировки, настройка событий разблокировки - в том числе разблокировка джойстиком)
  • Гибко настраиваемое время гашения экрана, задержки между гашением и блокировкой.
  • Тонкие настройка ЖПС (для увеличения времени автономной работы и ускорения времени синхронизации GPS)
  • Прочие плюшки, к которым я уже привык =)

Пара слов по времени автономной работы от штатного аккумулятора 1300mAh.
  • Оптимистический вариант. В режиме записи трека, на оффлайн карте, с отключенным радиомодулем (в режиме полета) с периодической сверкой с картой (включение экрана раз в 15-20 минут) телефон способен проработать 8-9 часов.
  • Пессимистический вариант. В более активном режиме - запись трека, онлайн незакешированные карты, карта открывается напосмотреть каждые 5 минут, пара звонков в дороге - зверек живет 4-5 часов.
Конечно же, этого времени мало даже для четвергушек. Поэтому нужны

Аккумуляторы


На городские и пригородные выезды у меня с собой запасной аккумулятор китайского производства за 10$. Живет такой аккумулятор при интенсивном использовании год-полтора, потом заметно теряет емкость. Короче, аналогичный "оригинальному" только стоит в три раза дешевле и зарядка-"стакан" в комплекте.

Если выезд планируется дальний и в "автономке", одного запасного аккумулятора явно мало. Выход - либо брать стопку этих аккумуляторов, либо брать универсальный "накопитель". Плюс накопителя - он позволяет заряжать любую технику, а не только смартфон. Я использую второй вариант, мой выбор - Вампирчик-Цифра. Встроенных аккумуляторов при 100% заряде хватает чуть меньше чем на два полных заряда. При необходимости накопитель можно подзарядить в поле от обычных или от солнечных батареек. Или заменить аккумуляторы в поле на запасные - поскольку у фонарика такие же аккумуляторы, я пользуюсь именно этим вариантом.

Но даже с комплектом аккумуляторов, без нужной софтины смартфон остается всего-лишь слишком умным телефоном. Поэтому на андрофон установлен

Софт


  1. GPS Status - вспомогательная утилитка. Позволяет посмотреть состояние ГПС-а, метрики, компас, принудительно обновить альманах из интернета. Есть бесплатная версия с рекламмой (платная - без). Второй вариант предпочтительнее, учитывая смешную цену.
  2. Orux Maps (так же есть бесплатная версия).

    Бесплатная и Donate-версия, полностью идентичные по функционалу. Вот краткий список возможностей (полный - на оффсайте):
    • Навигация по онлайн и оффлайн-картам.
    • Создание оффлайн-карты прямо со смартфона.
    • Запись трека и статистика по нему, в том числе с графиками.
    • Управление треком, создание путевых точек
    • Возможность "ведения" по маршруту-треку. При сходе с маршрута или подходу к путевым точкам будет громко и ругаться
    • Полностью настраиваемый интерфейс. Кнопки и индикаторы можно менять. Автоскрывающиеся кнопки.
    • Возможность загрузки/выгрузки треков с SD-карты или из браузера.
    • Возможность выгрузки треков на GPSies.
  3. Дополнительно, в случае наличия онлайна, использую GPSies (поиск и просмотр треков), Google Maps, Яндекс.Карты (поиск объектов, маршрутов). 
Orux Maps прекрасно работает с множеством онлайн-карт и позволяет использовать оффлайн-карты. Что бы не ошибиться с выбором, внимательно изучим

Карты


Выбор карт действительно большой, но я предпочитаю следующие:
  • OpenCycleMap.org - топо-карта на основе OpenStreetMap. OSM рисуют энтузиасты - это одновременно и хорош и плохо. В среднем актуальность карт очень хорошая. Для велосипеда и туризма предпочитаю именно эту версию OSM.
  • Hike & Bike Map - еще один очень удачный вариант на базе OSM, хорошо подходящий для города. По расцветке мне нравится больше всего, но, из-за отсутствия горизонталей с высотами, для загородных поездок по холмистой местности применима плохо.
  • Google Maps (спутник/гибрид) - обычные карты иногда врут, так что спутниковые частенько выручают, позволяя посмотреть местность "сверху".
  • Карты генштаба - можно найти на торрент-треккерах. По России иногда точнее, чем OSM, иногда - не очень в виду древности оных.
Первые три можно использовать как в онлайне, так и в оффлайне. Последнюю - только в оффлайне.

Подготовленные offline-карты (Краснодар и окрестности, северный Кавказ) можно найти здесь: offline-карт для Orux Maps.

Чтобы с картами было легче работать на андрофоне, их желательно готовить на стационарном ПК, так что рассмотрим

Софт ББ


Mobile Atlas Creator (MOBAC) - служит для создания offline-версий карт. Начиная с определенной версии, из этой софтины выпилено много карт (по требованию авторов) - из моего списка выше, "из коробки" можно использовать только Hike & Bike Map, что грустно и мало. Но все решаемо! Для Гугл-карт проблема решается использованием файлов с описанием карт от версии MOBAC 1.9 beta 1 (искать в папочке mapsources), для OCM - недолгим поиском в Гугле (по ключу how to OSM Cycle Map MOBAC). И первое и второе можно найти тут - см.архив в корне папки.

Для карт генштаба с привязкой в формате OziExplorer тоже есть интересные рецепты. Вот инструкция по созданию карт на языке вероятного противника.

OruxMapsDesktop v.2.0.14beta (updated 14-aug-2011) - пригодиться для конвертации карт генштаба из формата OziExplorer в формат Orux Maps (более простым, чем описанном в рецепте выше способом).


GPX Editor - редактирование уже созданных треков: изменение путевых точек, обрезание и т.п.

Google Earth - хорош для создание треков, просмотр местности (в режиме отображения ландшафта).

Крепление на руль


Для крепления на руль и надежной гидро- и грязеизоляции используется гермочехол Aquapac 206 (аналогичная 216 модель и увеличенная 218-я). Покупалась давно, по цене около тысячи рублей. Вот тут большой выбор гермобоксов по гейским ценам в России: aquapac.ru. Но я рекомендую eBay - можно найти значительно дешевле.

Использование с байком, как это задумывали авторы Аквапака - на руке - крайне неудобно. На предплечье неудобно смотреть - сильно отвлекает от дороги (это вариант больше для пешего хода или какой-нить яхты\кайта). На запястье сильно болтается, рука под ним потеет жутко и управлять неудобно (что бы ткнуть пальцем, надо сначала оторвать левую руку от руля, посмотреть, взять руль, оторвать правую руку, наощуп ткнуть в экран, взять руль, поднести левую руку - проверить, туда ли ткнул, выругаться, повторить все три раза).

Но зато очень удобно цеплять этот Аквапак имеющимися "ушами" на вынос руля с поролоновым бруском. Брусок предварительно цепляется липучкой к выносу для удобства, а Аквапак прикрепляется сверху, двойным оборотом имеющихся "ушей", так:
В итоге это выглядит так:


Для Аквапака и работы в перчатках может быть полезно перо для емкостных сенсорных экранов.

Кстати, для нормальной работы в Аквапаке, защитную пленку на экран зверька лучше не ставить - чувствительность сильно падает, экран просто перестает откликаться в большинстве случаев.

Сценарий работы

с андрофоном в режиме навигации таков:
  1. Выгружаю все лишнее из памяти (в простом случае - перезагрузкой или с помощью Quick System Info; в худшем случае - удалением всего лишнего и отключением автостарта с помощью Startup Manager)
  2. Отключаю все, что явно жрет батарейку:
    • переключаю телефон в 2G-only,
    • отключаю фоновую синхронизацию,
    • отключаю блютуз (если без гарнитуры), вайфай, передачу данных (если есть оффлайн-карты), 
    • отключаю экран блокировки,
    • если связи нет или она не нужна - отключаю радиомодуль совсем, переведя телефон в "Режим полета",
    • так же желательно отключить автоповорот экрана.
  3. Экран жрет больше всего. Но совсем отключить его нельзя. Поэтому минимизируем потери - время автовыключения у меня стоит 30 секунд (иногда, на сложных участках, включаю две минуты). Если едем ночью - яркость на самый минимум. Если днем - то автоматическая яркость в консервативном режиме.
  4. Если надо быстрее получить GPS-fix (т.е. свою текущую позицию), запускаю GPS Status и жду появления координат. При этом передачу данных на это время лучше включить - тогда телефон сможет быстрее поймать грубые координаты по сотовым вышкам и по ним быстрее выдать точные координаты GPS.
  5. Запускаю OruxMaps. Выбираю карту, загружаю маршрут, включаю GPS и запись нового трека.
  6. Созданный трек загружаю на GPSies.com и редактирую там. Либо, предварительно загружаю на компьютер, применяю GPS Edit и уже потом - на GPSies.com.