04.11.2014

La Endura 2014

Посещение мероприятия, которого ждал год, готовясь, совершенствуя технику во всех смыслах - как прохождения дистанции, так и железного коня - было на грани срыва. Травма колена и кисти ставили под сомнение возможность участия.  Так что до последнего грызли сомнения. Однако, желание покатать перебороло страх и лень, так что в субботу утречком мы с Натальей поехали в Дубраву.

Непонятно под действием каких сил, в Афипском свернули в сторону Крепостной. И где-то уже на выезде из Смоленской внутренний навигатор таки-проснулся и предложил развернуться и проследовать 15 километров обратно, на нужную дорогу. В результате потеряли драгоценное время и прибыли под закрытие регистрации. Ната побежала меня регистрировать, я же принялся экипироваться и готовить велл. На улице было свежо, около 5. Комфортный комплект одежды подобрал раза так с третьего: теплые толстые носки, плотные шорты плюс велотрусы с защитой, тонкая термо майка для серфа, легкая термушка с виндстопером, флисовый "шарф" на шею, шапка. И поверх этого всего - защита коленей\локтей, "черепашка" и легкая майка. Зарегистрироваться как участнику удалось со второго раза - Ната по привычке зарегистрировала меня в ПРО. С превеликим сожалением отправил ее обратно, перерегистрировать в Лайт.

Свежесобранный Niner WFO 9 2012 года с ходом 140 мм и амортом RockShox Monarch Plus RC-3, да с вилкой Fox Talas 36 RC2 2015 года (ход 160/130мм) - еще ни разу не катанный не то что в горах, а дальше квартала дома - немного беспокоил. В езде по ступенькам и блокам он показал себя хорошо, но что будет на реальных трейлах? Насколько можно это сделать "на ощуп", настроил аморт и вилку, следуя принципу "Defaults Are Good Enough": выкрутил все крутилки на середину и, пощелкав на пару "щелчков" в разный стороны от среднего положения, подобрал наиболее оптимальный вариант.

В назначенное время к старту был готов на все 100%. Но, как часто это бывает, со стартом затянули. Где-то уже в 11 мы, наконец-таки, выдвинулись на СУ "Пролог". Стар раздельный, с интервалом 30-60 секунд, по спискам, примерно соответствовавшим времени регистрации - так что в этот раз был последних рядах. Зато это позволило поздороваться и пообщаться со всеми. Приятно было увидеть знакомые лица старых друзей.

Так получилось, что я стартовал за Владимир gerakl123 - с самого начала гонки это придало спортивного азарта в желании догнать и перегнать. Пролог проскочил на одном дыхании. Разметка в этот раз читалась хорошо, никаких вопросов не возникло. Секцию с большим камнем, о которой предупреждали перед стартом участники, успевшие проехать трек, пролетел на скорости и не заметил особо. В остальном, учитывая прикатку велла, первый СУ проехал слабенько, на троечку.

Радиометку на этот раз повесил на хлястик защиты локтей - ее так и видно сразу и ехать не мешает. Только это так и не решило проблемы использования оборудования для ориентирования в велогонке: когда невозможно "пропикаться" по финишу из-за очереди предыдущих участников на базе, либо не срабатывания базы с первого раза... По-моему, это - плохой вариант контроля прохождения спец.участков, когда итоговые полторы секунды могут сдвинуть тебя на позицию ниже.

Перед подъемом на бетонку организаторы поставили шатер с провиантом и велоремонтом. Но! Помимо этого стояли машины с кофейным аппаратом и хот-догами - где за небольшие деньги можно было подкрепиться независимо от обеденных планов. И это, скажу я вам, большая находка! Пока ожидали погрузки на авто для заброски к первому СУ, успел попить горячий мокаччино, наслаждаясь видами поздней осени: деревья с еще не опавшей темно-рыжей листвой, легкие облачка на синем небе. Красота! Вот загрузка явно подзятанулась. Ей занималось полтора человека и это реально было долго. На первом подъеме попал в Шишигу. Ехалось весело и задорно, а в среднем ряду - комфортно и тепло.

Старт первого СУ дали почти без задержки. "Тракторная" трасса достаточно интереснная. Грязи, которая была накануне, практически не было. Велл отлично держал траекторию - аморт и вилка великолепно обрабатывали все неровности, а небольшие дропы проходились незаметно, как по ровному асфальту. Зубастые Maxxis Ardent и High Roller хорошо показали себя на камнях, плотном грунте и листве, но посредственно - на грунте налипающем, ибо частые шипы протектора быстро забиваются, превращая колесо в полуслик. Где-то в середине чуть не уехел на "красную" трассу из-за сорванной разметке. Потерял секунд 15, возвращаясь на "зеленую" трассу, после того, как сообразил, что ЛАЙТОК не мог проходить по представившейся впереди внизу ж%пе. Судя по тому, что отдельные участники повторно стартовали этот СУ, не я один ринулся не по маршруту. Орги списали кривость разметки на "грибников", неоднократно замеченных в срыве указателей и табличек.

Осенняя листва приятно шуршала под аккомпанемент рассекаемого воздуха. Вокруг пахло пожухшей листвой - приятный "грибной" запах леса, знакомый с детства. Где-то в середине настиг участника в наушниках. При попытке его докричаться и обогнать по обочине чуть не влетел в дерево в стороне от тропы, когда он-таки решил меня пропустить - но по случайности сместившись в сторону обгона. Друзья, помните - наушники непосредственно на соревновании - это зло и неуважение к остальным участникам! По возможности, постарайтесь избегать этого!

Небольшой подъем - последний рывок перед финишом. Благодаря подеске CVA подъемы заезжаются на "ура" даже на разблокированном аморте. За подъемом - спусковая каменная секция, переднее колесо срывает в повороте и, в успешной попытке удержаться в седле, неудачно вывернул руль на 360 градусов. Как хорошо, что я не успел укоротить гидролинии! А вот и финиш у ручья. Метку "пропикал" раза с третьего, потеряв около 5 секунд. Чуток переведя дух, поехал вкручивать на второй СУ.

Заблокированный аморт превращает велл практически в хардтейл, а новый Fox-овский демпфер RC2 при небольшом закручивании LSC перестает раскачиваться, продолжая неплохо обрабатывать мелкие неровности. Подъем нудный, длинный, знакомый по предыдущим кантрийным Ля Эндурам. Проехал большую часть в седле, включая самый первый "торчок", еще раз порадовавшись возможностям нового железного коня. За счет сгоняемого хода вилки Talas-а, на подъемах велл не "козлил", хоть и приходилось ложиться на высоко поднятый для удобства спусков руль.

Старт второго СУ прошел по мере сбора участников. Что-то пошло не так с "базами" электронного контроля прохождения дистанции - они отказывались работать на холоде. На попытку исправить ушло достаточно много времени -  в результате отсечку времени делали "по-старинке", секундомером. Второй СУ показался достаточно лайтовым. Довольно много вкручиваний, небольшая каменная секция на хребте, естественные и полу естественные дропчики и кикеры по всей трассе. Указатели вели на Таварот, хоть тропа была для меня новой. Все ждал, что подъеду к спуску Таварота с другой стороны - и был несколько удивлен, когда вместо оного оказался на финише уже на дороге.

После второго СУ был легкий обед, заброска на авто - на этот раз ехал в тентованом нечто без крыши, борта которого страшно скрипели всю дорогу и на одной из кочек, сильно раскачавшийся борт явственно хрустнул звуком ломающейся доски. Со стартом СУ 3 затянули так, что половина участников была готова слинять по бетонке в теплые дома, забив на соревнования. Небо затянуло облаками, начал срываться снег, температура упала до одного градуса Цельсия. Стоять холодно было всем. Моя достаточно лайтовая одежка, подмокшая на подъеме ко второму СУ, чувственно подмораживала. Напрашивалась ветровочка или флиска, заботливо оставленные в машине на Дубраве. Дабы не замерзнуть, приходилось непрерывно двигаться - прыгать, разминать руки и поясницу.

По всей видимости, проволочка произошла по вине участников, возжелавших повторно стартануть СУ1 из-за "неправильной" разметки. С одной стороны понять их желание можно, а с другой - семеро одного ждать не должны. Такая задержка старта - зло. Тогда уж можно было подержать всех внизу - поближе к горячему кофе и сосискам. Было бы не так обидно.

К тому моменту, когда дали старт, появились первые признаки надвигающихся сумерок. Начали шутить, по поводу ночного СУ - мол, в качестве разминки будем по темноте спускаться по СУ-4, на ощуп (фонарики-то у большинства были внизу). Начало СУ-3 совпадало с дорогой вокруг Собера, так же знакомой по прошлой Ля Эндуре - преимущественно горизонтальная тропа с парой техничных грязе-земляных секций, после которой начинается длинный, практически прямой спусковой участок "зеленой" трассы. На ней удалось разогнаться - а вот до скольки, не скажу. Электроника объявила мне бойкот - навигатор поломался аккурат вечером накануне, а велокомп, отлично работавший все это время и работавший на малых скоростях, на больших упорно показывал 0.

Финиш - у ручья, там же где и финиш СУ-1. Когда подъехал, там уже развели костер, участники вокруг отогревались после долгого ожидания и совершенно не техничного спуска по "зеленой" трассе. Понимая, что это не особо поможет, выдвинулся все на тот же подъем, но теперь - к СУ-4. Экономя силы на оставшиеся два СУ, на этот раз больше шел, чем ехал, развлекая себя непринужденными беседами с Иваном и Ольгой.

В течении часа, не спеша, добрался до СУ-4. Какова же была моя радость, когда стало понятно, что старт дается сразу по приходу, а не по спискам! Вот за это - низкий поклон организаторам! Эх, было бы хорошо, если бы такая возможность была на всех СУ. Каменный ручей в текущей разметке стал техничнее и еще интереснее - в частности, въезд в халфпайп только через верх и больше каменных участков ближе к концу. Будучи не уверенным в покрышках, не стал прыгать с самого большого дропа и пользоваться воллрайдом. Первый проехал сбоку почти без потери скорости, а вместо второго оттормозился юзом и сразу мощно вкрутил на подъем. Уже под завершение наконец-таки нагнал Владимира - он не мог обогнать Дениса, едущего впереди из-за узкой тропы, а мне же посчастливилось их нагнать аккурат в месте расширения, так что ребят удалось обойти практически без потери скорости. Показалось, что по сравнению с прошлым годом кикеров стало зметно меньше.

После основной дистанции приехал в Дубраву в начале 6-го. Толком не отдохнул, но успел переодеться потеплее, "перекусить" - выпив Recovery "какао" от High5 и подготовить велл к ночному СУ. Во избежании "болтанки", фару намертво примотал к рулю изолентой. Немного посомневавшись, но вовремя вспомнив девиз "света много не бывает", прикрепил тактически фонарик к шлему - он аккуратом стал на десятке хомутов справа, на защите подбородка. Подумал, что надо пристраховать изолентой и аккумуляторный блок - но, к сожалению, подумал слишком тихо.


Машины для заброски на ночной СУ грузили прямо от Дубравы. Дабы попробовать весь доступный транспорт, в этот раз загрузился в фургончик. Погрузку взял на себя - с использованием имевшегося в машине картона и теплоизоляции это удалось сделать достаточно качественно. В целом, этот вариант подъема был приятнее предыдущего варианта, но уступал шишиге отсутствием лавочек и необходимости держать веллы всю дорогу. По прибытию последовал неспешный подъем по тропе от бетонки к старту ночного СУ, мимо старта к Каменному ручью. Шел неспеша, дабы не потеть и не мерзнуть потом в ожидании старта.

Вообще, за идею и реализацию ночного СУ организаторам огроменное спасибо! Очень давно хотелось повваливать ночью в горах по незнакомой трассе на скорость. А тут - и подготовлено все идеально, и разметка светоотражающая и даже фонари почти по всей трассе, обозначающие общее направление. Уже после прохождения, Артем рассказал, что фонарей должно было быть больше - но "добрые" "люди" спионерили несколько прожекторов и кусок провода к ним за день до соревнований. Пожелаем же луч поноса этим злополучным охотникам до чужой меди.

В начале, как и на предыдущих стартах, отправили девушек. Выждав пару минут, дали старт и нам. Пускали не по списку, а по желанию. Поехал в первых рядах, дабы никого не пришлось обгонять. Света "чебурашки" и тактического фонарика со шлема хватало с лихвой - тропу видно лучше чем в пасмурный день. Вопреки страшилкам участников, прикатавших трек накануне, ничего страшного не увидел и не почувствовал. Вилка, с полностью открученной регулировкой компрессии работала мягко и предсказуемо, все каменные секции летелось как по асфальту. Так бы до низа и спустился без приключений, кабы где-то в первой трети внезапно не вырубился основной свет "чебурашки". Поскольку потух он на вираже решил, что оторвался провод. Мельком глянул - болтается штекер, провод целый. Подумал, что он отключился, остановился, даже, вернуть обратно - да не тут-то было. Оказалось, выпал аккумулятор - не выдержала "липучка" сумочки, в которой оный лежал. Зря, зря не пристраховал изолентой! Потратив на это все секунд 10 и оценив тщетность поиска, ринулся дальше, оставшись только со вспомогательным светом тактического фонарика. Пришлось осторожничать, ибо света было совсем "впритык". Зрители на трассе подбадривали криками, гудением и свистом.  Это придавало сил и уверенности, подгоняло подкручивать, ехать быстрее, не смотря на весьма посредственный свет.

Финишировав, пошел отогреваться, приходить в себя и ждать награждения. Ждать пришлось долго. Нет, не так. Вот так: Д-О-О-О-О-О-Л-Г-О. Это ужос, господа-товарищи, столько времени ничего не делать и ждать. Протоколы меняли раза три. То отсечку не правильно посчитали, то результат взяли не тот и не туда. В начале лидировал Владимир, оставив меня позади. Затем, лидировать начал уже я, с 15 секундным отрывом от Владимира. А в финальных списках лидировать с отрывом почти в минуту начал какой-то москвич. Где-то что-то с протоколами перемудрили - похоже, мне на СУ-3 накинули лишних 30 секунд - не учтя тот факт, что я специально попросил паузу в минуту, дабы не пришлось обгонять Дмитрия. Возможно, где-то еще были накладки. Но спорить желания не было - все-таки это Лайт да и катал изначально исключительно в удовольствие, не особо рассчитывая на какой-либо результат. Так что второе место - вполне неплохо, учитывая полное отсутствие тренировок в горах последние три месяца.

В заключении - большое спасибо организаторам - freerida.ru! Мероприятие вышло на принципиально новый уровень! Подготовка трасс была выполнена по высшей категории. Еще одно отдельное спасибо за ночной СУ - за исполнение давнейшей мечты. Обед и организация кофе-машины - были весьма кстати, здесь тоже стало лучше. Такой перекус в середине реально необходим, бо батончики 4:1 от High5 хоть и придают сил и энергии, но горячего чая с бутером совсем не заменяют. Заброски на авто - днем можно было бы и без них, однако с ними участие превращается из соревнования в великолепный трейл-тур, который можно рекомендовать всем от мала до велика. Заминки на старте СУ-3 и мега-супер-дупер долгий подсчет результатов, конечно, раздражал, но это вполне исправимо.

Так же спасибо всем участникам, за веселую компанию и достойную конкуренцию. И на последок, но не в последнюю очередь спасибо спонсорам соревнования - магазину 100% Спорта и Канту как минимум за прикольные призы.

PS Как-то так получилось, что фотографий почти не делал совсем. Все полторы фотографии есть в плюсе.